Системные расстановки Алии Токбергеновой
Как проходит расстановка
Алия Токбергенова. Ведущий расстановки.
КАК ПРОХОДИТ РАССТАНОВКА

Системные семейные расстановки – это такой метод психотерапевтической работы, который позволяет "посмотреть со стороны" на свою проблему, найти пути выхода из ситуации.

Для проведения расстановки необходима группа из пяти и более человек. В нее входят: расстановщик, клиент, заместители и наблюдатели.

Расстановщик - психолог, ведущий расстановки.
Клиент - тот, у кого есть запрос на решение его проблемы.
Заместитель - участник расстановки. Все, что требуется от заместителя это описывать свои чувства, которые он ощущает в поле.
Наблюдатель - тот, кто наблюдает расстановку.
Поле расстановки - это пространство посередине комнаты, в которой происходит расстановка.

Схема процесса:
1. Беседа с расстановщиком. Клиент озвучивает свой запрос.
2. Расстановщик предлагает клиенту выбрать фигуры. То есть заместителей на определенные роли исходя из запроса. Клиент расставляет в поле заместителей по своим ощущениям.
3. Расстановка. Расстановщик расспрашивает заместителей. Вместе с клиентом расстановщик определяет открывшиеся динамики клиента, то есть проясняет истинную причину проблемы. Проводит терапевтическую работу, то есть помогает клиенту прожить необходимый опыт и обрести внутренний ресурс на решение ситуации, если клиент к этому готов.
4. Завершение. Клиент снимает роли с заместителей. Беседует с расстановщиком о полученном опыте и личном итоге работы.

Подробное описание:
Вначале все рассаживаются по кругу на стулья, место ведущего и клиента чуть выделено от остальной группы. В центре круга остается свободное пространство, это – так называемое поле расстановки.

Запрос: Клиент на группе озвучивает ведущему свою проблему и то, что он хотел бы получить в результате работы. Ведущий задает клиенту дополнительные вопросы и выясняет некоторые значимые для заявленной проблемы факты из своей биографии и истории семьи.

Выбор заместителей: Когда ведущий получает необходимую для работы информацию, он предлагает клиенту выбрать из числа присутствующих людей членов своей семьи или еще какие-либо фигуры, которые, по его мнению, важны для начала работы. Клиент подходит к выбранным им людям и спрашивает каждого: «Не могли бы вы на время расстановки побыть моей мамой (сестрой, мужем и т.д.)?» Если выбранный клиентом человек готов поучаствовать в расстановке, он соглашается и клиент назначает его на роль. С этого момента его называют «заместителем», т.е. он на время расстановки «замещает» кого-то из семьи клиента или абстрактные фигуры (деньги, симптомы, чувства и прочее). Если он не соглашается по какой-либо причине, которую не обязательно озвучивать – клиент выбирает другого заместителя на эту роль.

Расстановка: Затем клиент находит каждому из назначенных им заместителей место в поле расстановки (т.е. расставляет заместителей). Этот процесс – интуитивный, клиент просто доверяет своим ощущениям, расставляя людей без каких-либо объяснений себе, ведущему или членам группы, после чего снова садится рядом с ведущим.

Далее клиент и расстановщик наблюдают за тем, что начинает происходить. Хотя клиент не дает выбранным им людям никаких заданий и сведений о роли, которую они замещают, заместители, оказываясь в расстановочном поле, воспринимают эмоции, чувства и ощущения в теле, которые принадлежат тому, кого они замещают.

Подробнее о феномене заместительского восприятия можно прочитать в нашей статье "зеркальные нейроны, что это?" и "внимание! в эфире".
От заместителей не требуется никаких специальных знаний и навыков. Расстановка происходит под наблюдением и руководством ведущего. Заместители только воспринимают возникающие у них эмоции и ощущения и озвучивают это, если их попросит расстановщик.

Ведущий, исходя из задачи клиента, может добавлять к образу заместителей для других элементов системы (родственников или другие нужные фигуры), предлагать заместителям произносить различные фразы по отношению к другим, менять порядок и расположение заместителей.

Наблюдение за развивающимися событиями расстановки происходит до тех пор, пока клиенту и ведущему не становится ясно, что привело к ситуации, которую клиент хочет изменить. Далее клиент с помощью расстановщика ищет возможное на данный момент решение – можно ли что-то изменить в данной ситуации и как, а если нет, то как принять то, что невозможно изменить.
Как правило, расстановка длится от 40 минут до полутора часов, в течение которых человек делает необходимый для решения на данный момент шаг.

Примет клиент новый взгляд на его ситуацию или нет, решать ему, как и то, насколько далеко он продвинется в своих изменениях. Но в любом случае благодаря расстановке он получает такой шанс.
Как говорится лучше один раз увидеть, что сто раз услышать, поэтому приглашаю посетить групповую расстановку в качестве наблюдателя.



Поле расстановки
Понравилась статья? Поделитесь с друзьями
Made on
Tilda